Новые iPhone продаются в России вдвое лучше, чем в прошлом году. По словам участников рынка, сработал фактор отложенного спроса: вышедший годом ранее iPhone 12 не так сильно отличался от предыдущей серии, и многие лояльные марке потребители решили сэкономить, пропустив год и купив сразу iPhone 13. Кроме того, Apple сменила политику поставок.
За первую неделю продаж новой линейки iPhone 13 в России было реализовано 53,5 тыс. устройств на сумму 5,7 млрд руб., рассказал источник “Ъ”, близкий к одному из крупных ритейлеров. По его словам, показатели оказались лучше, чем за аналогичный период на старте продаж iPhone 12 и 12 Pro годом ранее. Новые модели Apple iPhone 13 и iPhone 13 mini, iPhone 13 Pro и Pro Max поступили в продажу в России 24 сентября.
Прирост продаж в первую неделю новых iPhone в рознице «Вымпелкома» (бренд «Билайн») составил 72% в штуках относительно прошлого года, рассказали в пресс-службе компании. В «МегаФоне» сообщили, что за первую неделю продаж спрос на iPhone 13 оказался почти в три раза выше, чем на iPhone 12 в прошлом году. «Более 70% продаж приходится на версии Pro и Pro Max»,— уточнил гендиректор «МегаФон Ритейла» Владимир Скурихин.
Спрос на новую линейку iPhone примерно на 40% больше, чем на модели прошлого поколения за аналогичные периоды, отметили в МТС.
Около 80% продаж приходится на старшие модели iPhone 13 Pro и Pro Max, добавили в компании. В «М.Видео-Эльдорадо» рассказали, что интерес к линейке iPhone 13 оказался примерно вдвое выше, чем к iPhone 12. «Основная причина высоких продаж новинки в этом году обусловлена наличием товара — в прошлом году был сильный дефицит»,— отмечает вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин.
В Inventive Retail Group, владеющей сетью re:Store, отметили, что дефицит новинок наблюдается и в этом году. «В пятницу в магазинах сети после недели продаж iPhone 13 Pro Max не был представлен вообще, iPhone 13 Pro — только часть комплектаций»,— сообщили там. По словам представителя компании, поставки идут регулярно, но пока предложение не может удовлетворить спрос. «Это традиционная ситуация для первых двух недель продаж нового iPhone»,— уверяют в компании.
Год назад запуск новой линейки смартфонов Apple происходил в два этапа, отмечает руководитель категории «Смартфоны» «AliExpress Россия» Аркадий Маркарьян, «iPhone 12 и iPhone 12 Pro стартовали на три недели раньше, чем iPhone 12 mini и iPhone 12 Pro Max, что привело к снижению покупательского спроса».
По мнению эксперта, 13-я серия смартфонов Apple привлекла к переходу на новую модель гораздо больше владельцев iPhone 11, чем выход в прошлом году iPhone 12, «прошлогодняя версия незначительно отличалась от 11-й серии, сейчас же Apple обновила и процессор, и камеру».
В 2020 году в целом реализация новых смартфонов в России упала на 15% (см. “Ъ” от 4 декабря 2020 года). По мнению источника “Ъ” в одном из ритейлеров, в 2021 году Apple также скорректировала свою политику поставок на фоне сокращения доли. В июле, по оценке Canalys, Apple уступила Xiaomi второе место на мировом рынке смартфонов.
Apple специально создает умеренный дефицит, чтобы показать востребованность своих новинок, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, доля Apple в России в штучном выражении снизилась с 14% до 12% по итогам третьего квартала. Объем первой партии iPhone 13, по информации аналитика, составил 55 тыс. устройств. Тогда как в прошлом году совокупный размер первых партий линейки iPhone 12 составил 100 тыс. В 2019 году на старте продаж было ввезено 65 тыс. iPhone 11. «То есть мы видим скорее некоторое снижение поставок и продаж, так как первую партию раскупают обычно примерно за неделю»,— отметил он.